Главная « Советы юриста

Как оформить дом?

Нередко «бумажная» стадия строительства способна серьезно утяжелить расходы на дом – в том случае, если будущий владелец не позаботился о своевременном сборе соответствующих документов.
Но и обеспечив необходимый бумажный запас, он еще должен преодолеть не один барьер на пути подключения своего дома к благам цивилизации – электричеству, воде, газу, канализации. Таблетки от этой головной боли не существует – блага имеют свой лимит и цену, которая порой составляет более чем внушительную часть затрат на строительство. Но пока их распределением распоряжаются монополии, выбора у рядового потребителя не остается.

Ваш паспорт!

До 1 января 2010 года главным документом объекта индивидуального жилищного строительства был технический паспорт, а после этой даты им стал кадастровый паспорт, который будет действителен до 1 марта 2015 года.
Затем следует ожидать дальнейших послаблений. В Госдуме дорабатывается проект Федерального закона № 93929-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает возможность одновременной подачи заявления о кадастровом учете и заявления о государственной регистрации права и не требует предоставления описания объекта недвижимости (кадастрового паспорта) для регистрации прав. Более того, документы можно будет высылать по почте и по Интернету (прощайте бесконечные очереди за талонами в учреждение юстиции!).
А пока в кадастровом паспорте на ситуационном плане объект незавершенного строительства отображен контуром – в пределах данного земельного участка. Ситуационный план готовят по данным измерений в натуре, в том числе путем недостающих съемок (с точностью, требуемой при межевании земель). Например, согласно разделу 2 «Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 августа 1998 г. № 37, съемку участков малой площади до 0,5 гектара разрешается производить рулеткой с составлением абриса участка. При этом не допускается проведение БТИ повторных съемок при наличии планов земельных участков.
Для оформления права собственности необходимо представить в учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделки с ним, заявление на регистрацию, документ из БТИ, в котором вашему дому присвоен номер, правоустанавливающие документы на земельный участок и квитанцию об уплате пошлины (500 рублей), а также документы, удостоверяющие вашу личность как заявителя (или лицо, его представляющее).

Через суд – дешевле

Долгая волокита по собиранию коллекции документов, необходимых для строительства, вынудила массы будущих домовладельцев к самовольному самострою. Первая самостийная волна совпала с великим переселением народов из бывших братских республик. Многие переселенцы, потеряв нажитую собственность при новых режимах, вынуждены были селиться абы где – и на дачах, и в наспех обустроенных вагончиках-времянках. Но уровня цунами достиг он в эпоху дачной амнистии. Движение низов, которые «не могли и не хотели», вынудило верхи несколько изменить законодательство: дачные шанхаи были узаконены, правда, при условии, что строения не выходили за жесткие кадастровые рамки. В Калининграде и области сегодня тьма-тьмущая владельцев ИЖД, которые обрели трудное право собственности только по решению суда, самого гуманного в мире (поскольку прецедентов сноса самовольной постройки по требованию суда или ничтожно мало, или совсем нет). Закон суров – но в меру: за нарушение порядка строительства Кодексом РФ об административных нарушениях в ст. 9.5 п.1 предусмотрен штраф в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. Такое наказание обходится много дешевле, чем финансовое бремя законопослушных граждан, которые собирают документы как положено. Впрочем, неучтенное число граждан продолжает жить и в «беспаспортных» объектах ИЖД, не имея права ими распоряжаться – продавать, дарить, сдавать в аренду, быть в них прописанным…

Теперь – коммуникации

При подключении объекта к инженерным коммуникациям необходимо заказать проект (или проектную схему) в профильных фирмах, оформить соответствующие документы о подключении к ним в организациях, которые осуществляют эксплуатацию. На основании этих документов затем составляются договоры на водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение.

Рассказать друзьям

Оставьте свой комментарий

(Записи появляются на странице после того, как их прочтет администратор сайта).

ВАШЕ МНЕНИЕ